Мое Сунгурово

Размещено Сен 28, 2013 в Очерки

Мне поручено было написать краеведческую работу о возрождающейся святыне нашего села. Я написала — мой старший брат забраковал сразу, сказал, что никто ее во внимание не возьмет и читать не будет, так как надо чётко написать введение, актуальность, цель, задачи, ещё что -то там.

Но всё же, разрешите мне, рассказать о деревне своей тем, кому будет интересно .Очень я её люблю, счастлива и благодарна Богу, что живу здесь всё лето, любуюсь её красотой, пью чистую родниковую воду, дышу свежим воздухом, а теперь у нас и храм восстанавливается — радость великая!

Хочу поделиться своей радостью. Начну по-порядку.

Называется моё село — Сунгурово. Сразу чувствуется, что название древнее, со времён татаро — монгольских существует. У нас окрестные деревни часто от людских имён назывались:Ивановское, Борисково, Исаковское, Никифорово. А Сунгурово — от какого имени?

Видимо, давным –давно некий Сунгур и его люди по Волге дошли до нас, осели, с нашими людьми сроднились и стали христианами. Всё Богу возможно.

К 15-му веку село входило в Дуплёхов стан Костромского княжества. В дальнейшем земли Семеновской области с селом Сунгурово отдавались в уезд младшим детям московских князей, а с 16-го века входили в Костромской уезд Московской губернии.

В течении 17-го века хозяева села неоднократно менялись. В своё время село принадлежало Ирине Никитичне Годуновой, затем боярыне Морозовой, известной старообрядчице. После её опалы и смерти Сунгурово было отписано на Великого государя Алексея Михайловича в казну. Государевы вотчины управлялись из приказа Большого дворца. Потом село было подарено боярам Хитрово, затем князьям Голицыным. Незадолго до революции, на 300-летие дома Романовых перешло в царскую казну. То есть хозяином моей любимой деревни является не кто иной,а наш любимый царь-батюшка Николай. И это каким-то таинственным образом здесь проявляется.

Наш храм святителя Николая Чудотворца стоит на возвышенности в самом центре села. Он был построен в 1831-м году на месте старой деревянной церкви. Это значит, что когда только построили,то на Великой ектенье за здравие царя Николая Первого с его семьёй поминали.

Через 100 лет, в начале 30-х годов 20-го века, церковь закрыли.

Последний священник её,отец Анатолий Воскресенский, был захоронен на кладбище около алтаря. Сподобил его Господь и в страшные годы умереть в родном селе.

Бабушка Тамара (ей было 92 года, когда она умерла два года назад ) вспоминала, как однажды на Пасху в селе начался пожар. Шла литургия. Ряд домов выгорел, огонь перекинулся и на священнический дом. Люди прибежали :

  • Отец Анатолий,твой дом горит!

Но он даже не вышел,служил,Богу предстоял и не возмутился. Какая вера,какое благоговение, какой страх Божий!

В 50-х годах кладбище трактором разровняли и попытались устроить на нем спортивную площадку, но были еще живы родственники тех, кто упокоился на этом месте, нововведение не прижилось и вскоре все заросло деревьями и бурьяном. В самой церкви сначала хранили зерно, а затем разные ядохимикаты, от которых все стены пропахли. Как говорят местные жители, они всегда страдали от того, что храм находился в заброшенном состоянии. С разрушением церкви приходило в упадок и село, некогда богатое и многолюдное.

Храм — как душа, разрушен — и село как в коме, вроде живо, а что толку? Так и жили: левитановские места, красота и среди всей этой красоты стоит храм с пустыми глазницами окон, ободранный и оскверненный. Никому не верилось тогда, что что-то изменится.

Но вот настало время и приехал к нам новый житель — дядя Коля Цихановский .Он купил домик для своей семьи, чтобы там летом жить. И вложил ему Господь мысль, что он Николай и церковь святителя Николая и что дело и смысл его жизни этот храм из руин поднять. Загорелся.

А у него есть друг — Олег Григорьевич Митяев — человек известный — сам песни сердечные пишет и стихи к ним — душа тонкая, поэтическая. Приехал к дяде Коле в гости и в душе что-то, по его словам, щёлкнуло. Затеплилась мечта — восстановят добрые люди храм, помогут чем могут, была бы на то Божья воля.

А у Олега Митяева есть ещё друг- Николай Григорьевич. Человек серьёзный и ответственный, при этом скромный и добрый, и достаток имеет. И хоть песен не пишет, а коснулся Господь и его души . Низкий ему поклон.

И началось… Первый субботник провели в 2007 году. Вышли с граблями, с лопатами все,кто на ногах и в состоянии чем-то помочь. И таких субботников было не мало, выносили, выгребали, вырубали, чистили.

А прошлым летом, приехал поработать «лагерь разведчиков» — более 75 человек из православных приходов Костромы и других городов и областей.

Эти, как их дедушка назвал, «пионэры» тоже очень помогли. Всё село так сплотилось, ожило, не чужие все друг-другу, а все родня! По духу, конечно.

В 2011 году в дар нашему храму была передана одна из величайших христианских святынь — частица древа Закхея. Это частица древа или библейской смоковницы, которую называют живым свидетелем Христа. Мама называет её великой святыней для всех православных налоговиков. Ведь Закхей был богатым иудеем и был начальником мытарей, то есть сборщиков податей. Был он сначала грешником, но но ему так захотелось увидеть Христа, что он влез на смоковницу, так как был мал ростом, и Господь, зная внутренние движения сердец человеческих, сказал ему :

— Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

И он слез и повёл к себе домой небесного Гостя. А потом полный сердечной радости воскликнул так:

-Господи, половину имения своего я отдам нищим и если кого обидел, воздам вчетверо!

-Ныне пришло спасение дому сему, — ответил ему Спаситель.

Приезжайте, приложитесь к нашей святыне.

Вот так и живёт наша деревня. Люди добрые, хорошие, идёшь по улице — конфет насуют, печенья, ещё чего — нибудь.

Праздники мы ещё очень любим.

Первый — это день села, престольный на Николу 22 мая. После молебна угощение в храме, душевные разговоры. Людям приятно и радостно.

А второй — день Военно_Морского Флота. У нас в деревне очень много разных моряков и среди них дядя Коля Цихановский. Он такой удивительный человек, хочет, чтобы всем радостно было. Вечером с его другом и соседом дядей Серёжей (он бывший подводник) устраивают салют для детей и взрослых и дыней, и арбузом угощают огромным, а папа нас до 1-го августа арбузами-то не балует (у меня ещё две сестры есть и четыре брата). И нам так радостно! Из Плёса наш праздник,

наверное, видно и это уже как традиция.

В этом году ещё и на Троицу устраивали праздник. Приезжали ребята из воскресной школы, что на Запрудне в Костроме и показывали концерт со ступеней храма для местных жителей с играми и песнями. Мы тоже участвовали.

Люди, которые видели, совсем ещё недавно, наш разрушенный храм удивляются, называют это настоящим чудом. Он стоит как белый корабль. Мы радуемся и кланиемся в его сторону, молимся за наших благодетелей — попечителей и благотворителей и о всех людях, помогающих нам, чтобы хватило сил и здоровья на завершение святого дела.

Когда моя мама была маленькая, то вместе с товарищами любила искать всякие сокровища и особенно они надеялись найти их в заброшенной церкви. А теперь, глядя на храм, говорит, что они это сокровище,наконец-то обрели, нашли этот чудесный ларец… Теперь ждём его открытия.

2013 год.

Перейти к верхней панели